Тема инертности мотоцикла

18 февраля, 2017 Нет комментариев

МАССА (лат. таБза — глыба) — одна из важнейших характеристик тел, мера их инертности. В бытовом понимании с М. связывают либо представления о бесформенном состоянии вещества (например, расплавленная М. чугуна), либо о тяжести предмета. В последнем случае, применительно к мотоциклам, выделяют сухую М. — без топлива и масла в агрегатах, снаряженную — когда мотоцикл полностью заправлен, и полную — М. снаряженного мотоцикла с грузом и пассажирами, согласно технической характеристики заво – да-изготовителя. По действующим ПДЦ снаряженная М. мотоцикла не должна превышать. 400 кг.

Также М. в электротехнике называют корпус (раму, кузов), в получивших абсолютное распространение на мотоциклах ОДНОПРОВОДНЫХ ЭЛЕКТРОСХЕМАХ.

МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО — одна из форм организации производства, основанная на специализации отдельных предприятий и цехов, внедрении прогрессивных поточных методов производства (например, КОНВЕЙЕРА).

“МАТ” (МАТ) — оригинальный мотоцикл, спроектированный инженером Вот – роубеком, выпускался в небольшом количестве в Чехословакии с 1929 по 1930 годы. Нижнеклапанный 500-кубовый двигатель имел четыре цилиндра “квадратной” компоновки. Привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом.

МАТЕРИАЛЫ — то, из чего изготовлены предметы; в частности, для мотоцик – лов наиболее распространенными М. являются ЛЕГКИЕ МЕТАЛЛЫ, СТАЛЬ, ЧУГУН, ПЛАСТМАССЫ, КОМПОЗИТЫ.

“МАТРА” (MATRA) — марка мотовелосипедов и мотоциклов, выпускавшихся в Венгрии. Владельцем завода был Урбах Ласло, он же являлся и конструктором. Первая машина фирмы увидела свет в 1938 году, она имела 98-кубовый двухтактный двигатель (3 л. с.) в блоке с двухступенчатой коробкой передач, запускаемый велосипедными педалями. Это был один из первых в мире мотовелосипедов, оснащенных спидометром, противоугонным замком, телескопической передней вилкой и телескопическим амортизатором седла. Позже появился спортивный прототип “сотки” с двигателем мощностью 9 л. с. при 1 2 тыс. оборотов в минуту. В 1940-ом году фирма освоила выпуск легкого мотоцикла с рабочим объемом двигателя 125 куб. см мощностью 3,5 л. с. с трехступенчатой коробкой и кикстарте – ром. Наряду с этими машинами изготавливались мотоциклы с двигателями немецкой фирмы “ARDIE” (200 и 250 куб. см). После национализации в 1949 году фирма прекратила выпуск мотоциклов, а Урбах занялся конструированием венгерских мопедов и легких мотороллеров на других заводах. В первой половине шестидесятых годов в СССР поставлялись мопеды “Берва”, в разработке которых он принимал участие.

МАТЧ (англ, match — состязание) — спортивное состязание между командами по заранее согласованной программе. В мотоспорте проводят М. по МОТОБОЛУ.

“МАТЧЛЕСС” (MATCHLESS) — одна из старейших и славнейших марок в истории британской мотопромышленности. С 1901 года фирма выпускала мотоциклы с покупными двигателями различных компаний. Их действительно превосходные качества (по-английски “matchless” — “несравненный”) были подтверждены победами в самой престижной британской гонке “Турист Трофи” (1907, 1909 и 1910 годы) и несколькими абсолютными рекордами скорости ( 146,79 км/ч на треке “Брук- ландс” в 191 1 году). Причем и конструкторами, и гонщиками выступали сыновья основателя компании — Чарльз и Гарри Колльеры. После первой мировой войны “М.” выпускал широкую гамму мотоциклов с четырехтактными двигателями (JAP, MAG и собственного производства) рабочим объемом от 250 до 1000 куб. см. В 1 931 году была приобретена фирма AJS и образован концерн АМС, в который впоследствии вошли также компании “Нортон”, “Джеймс” и “Франсис-Барнетт”. После второй мировой войны, наряду с проверенными одноцилиндровыми конструкциями с двигателями рабочим объемом 350 и 500 куб. см, под маркой “М.” выпускались двухцилиндровые машины “Матчлесс G80S” 1956 года.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ — см. МОДЕЛИРОВАНИЕ.

МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ — одна из характеристик механизма, узда, детали, по которой оценивают, при прочих равных

МАТРИЦА (нем Matrize от лат. matrix — матка) — одна из основных частей ШТАМПОВ в машиностроении или просто углубленная ФОРМА, по которой каким – либо способом делают изделия из ПЛАСТМАСС.

Весьма известны были также в пятидесятых годах мотоциклы “М.” для шоссейно-кольцевых гонок и мотокросса. Но в конце шестидесятых годов популярность классических британских мотоциклов резко упала, концерн АМС в 1 969 году обанкротился, и марка “М.” сошла со сцены. Ненадолго ее удалось реанимировать в 1987 году, когда под именем “М.” выпускались мотоциклы с 500-кубовыми двигателями “Ротакс”.

“МАУЗЕР” (MAUSER) — известная немецкая оружейная компания в 1924 году выпустила на рынок чрезвычайно оригинальный аппарат, названный “Einspu – rauto” — “одноколейный автомобиль”. Кузов автомобильного типа был установлен на раму из двух продольных штампованных элементов, в дополнение к двум колесам могли опускаться два дополнительных боковых колеса. Одноцилиндровый 510-кубовый горизонтальный двигатель с жидкостным охлаждением был установлен перед задним колесом. Водитель управлял рулем в виде буквы О. В 1927 году “М.” передал права производства Густву Винклеру, который выпускал аппарат до 1932 года. По лицензии эту машину производили во Франции под маркой “Мопоігасе”.

МАХОВИК — колесо с массивным ОБОДОМ, устанавливаемое на КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛАХ поршневых машин для повышения РАВНОМЕРНОСТИ их вращения. В моменты повышения угловой скорости вращающегося вала М. аккумулирует кинетическую энергию (играя таким образом роль ИНЕРЦИОННОГО АККУМУЛЯТОРА) и отдает ее обратно в моменты снижения угловой скорости. Кроме того, М. облегчает пуск двигателя и тро – ганье мотоцикла с места. В мотоциклетных двигателях М. может быть совмещен с ротором МАГДИНО, в других случаях к М. крепится КОРЗИНА СЦЕПЛЕНИЯ, а на моторах с электростартером — зубчатый венец, посредством которого передается крутящий момент от СТАРТЕРА.

МАХОВЫЙ МОМЕНТ — расчетный параметр МАХОВИКОВ, РОТОРОВ и других вращающихся деталей, численно равный произведению веса обода на квадрат диаметра окружности, проходящей через ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ сечения обода (еще см. МОМЕНТ ИНЕРЦИИ).

МАШИНА (лат. machina) — в широком смысле — устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии, материалов или информации. В понятие М. попадает и мотоцикл, часто в этом смысле говорят еще “аппарат”.

МАШИНКА — разговорное название рабочего ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА в ДИСКОВОМ ТОРМОЗЕ.

МАШИННЫЕ МАСЛА — устаревшее название группы ИНДУСТРИАЛЬНЫХ МАСЕЛ; применявшиеся в то время масла для мотоциклов и автомобилей называли автотракторными.

МАШИНОСТРОЕНИЕ — важнейшая отрасль тяжелой промышленности во всем мире; в понятие М. входит и МОТО – ЦИКЛОСТРОЕНИЕ.

МАЯТНИК — см. ВИЛКА МАЯТНИКОВАЯ.

МАЯТНИКОВАЯ ПОДВЕСКА — подвеска с КАЧАЮЩИМСЯ МАЯТНИКОМ. До середины 30-х годов подавляющее большинство мотоциклов не имело подвески заднего колеса, позже появилась СВЕЧНАЯ ПОДВЕСКА, однако она быстро уступила место М П., применяемой в настоящее время практически на всех мотоциклах. В подвеске переднего колеса часто применяют деталь, по сути являющуюся МАЯТНИКОМ, но ее в этом случае называют РЫЧАГОМ, а саму подвеску — РЫЧАЖНОЙ ПОДВЕСКОЙ.

МБА (MBA) — небольшая итальянская компания, с 1977 по 1985 годы выпускавшая гамму мопедов с покупными 50-кубовыми двигателями. Но наибольшую славу эта марка завоевала своими серийными гоночными мотоциклами конструкции “Морбиделли” — типичными для конца 70-х годов конструкциями с двухцилиндровыми двухтактными моторами жидкостного охлаждения (1 25 и 250 куб. см) с дисковыми золотниками на впуске и трубчатыми пространственными рамами. На этих мотоциклах было завоевано два титула чемпиона мира в классе 125 куб. см — в 1978 и 1980 годах.

МБК (МВК) — с 1 984 года новое название французской компании “Мотобе – кан”. Тогда же фирма была приобретена японским концерном “Ямаха” и вскоре фактически стала его филиалом. Компания еще выпускает мопеды старой французской школы, но основу современной производственной программы составляют мотороллеры классов 50, 80 и 125 куб. см, а также 50-кубовые мотоциклы. На экспортных рынках мотороллеры и мотоциклы МБК известны под маркой “Ямаха”.

МВ — сокращение от “мотовелосипед” Под этим обозначением с 1962 по 1970 годы выпускались машины Львовского мотозавода, оснащенные двигателями “Д” (хотя они и причислялись к мотовелосипедам, это было не вполне корректно — имея специально спроектированные рамы и подрессоренные колеса, они, безусловно, являлись мопедами). С 1965 по 1977 годы под обозначением МВ выпускались также мотовелосипеды на Пензенском велозаводе (с 1977 года они получили марку ЗИФ).